АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам журнала Modern Drummer 2015

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Jojo Mayer "Откровения барабанного шамана"

В прошлом столетии на обложку барабанных журналов попадали барабанщики если они играли в известной группе, были востребованными студийными музыкантами или профессионально играли джаз. В нашу цифровую эпоху, любой, кто зарабатывает игрой на инструменте, чтобы обрести финансовую независимость вынужден пересматривать свою роль в непостоянстве музыкальной среды и делать что-то принципиально новое. Один из таких барабанщиков – Jojo Mayer. Многие видят его как выдающегося мастера по игре ритмов нового столетия, который в совершенстве владеет техникой игры и при этом разбирается в истории её развития и обладает внутренним чутьем на музыку будущего. Он независимый музыкант, проложивший себе путь в современных музыкальных ландшафтах, разобравшись в хитросплетениях ритмических фигур электронной музыки переложив их на акустическую ударную установку.

В 2014-м вышла вторая часть очень популярной видеошколы “The Secret Weapons for the Modern Drummer” посвященная игре ногами. А в 2015-м концертное видео с европейским выступлением музыкального проекта барабанщика – Nerve. Концертные выступления группы, представляющие собой смесь из грувов рожденных человеком и электронного звучания, выглядят даже интереснее студийных записей. Обширные импровизации во время концерта выходят далеко за переделы творческого многообразия. На выходе музыка опережающая время сохранившая присутствие человека.

Наша беседа с Jojo состоялась в одном из кафе в центре Нью-Йорка, недалеко от клуба, где прошла презентация видеошколы барабанщика.

Как ты искал материал на тему истории развитии педалей для новой видеошколы?

Это было похоже на собирание паззла в котором не хватало элементов. Но в целом, общая картина вырисовывалась, можно было догадаться, что на картинке паззла, например, Эйфелева башня. Нужно было подвести под теорию как раньше играли и как это влияло на педалестроение. Поэтому, я включил раздел посвященный истории создания педалей. Я анализировал примррно так - “Они изменили это, значит что-то в технике поменялось”, люди стали играть громче и тому подобное. А между такого рода исследованиями я слушал музыку того периода и общался с людьми, заставшими те времена, собирая в единый паззл элементы из фраз – “Мой учитель учился у этого парня” или “Мне про это рассказывал Cozy Cole”.

Должно быть сложно найти хорошее видео с игрой первопроходцев?

Buddy Rich задокументирован очень хорошо благодаря масштабу его личности. И он предоставил много информации, так как застал многих из первопроходцев. Sanford Moeller, Billy Gladstone, George Lawrence Stone – играли в оркестровых ямах вместе с его родителями.

Некоторую информацию было крайне сложно найти. Например, чтобы пролить свет на историю появления цепных приводов от Al Duffy (Al Duffy – американский мастер, первым придумал ставить привод и цепь от велосипеда на педаль, когда работал в мастерской мастера Frank Ippolito в Нью-Йорке, впоследствии разработал кадушки серии Extenders для Pearl – прим. Drumspeech.com), мне потребовалось сделать порядка 50 звонков. И все же мне это удалось. Также я долго искал информацию о тимпане тимпаниста Saul Goodman.

Ты говорил, что барабанщики не так хорошо знают механику своего инструмента, как другие музыканты.

Игра на трубе, скрипке, гитаре и многих других не мыслима без понимания физики инструмента. А барабанщик может себе позволить обходиться без этих знаний, он просто бьет палочкой и барабан звучит. Пока не появляются мозоли и туннельный синдром, мы вообще ни о чем не задумываемся, становясь жертвами нелепых заблуждений.

В исторической части видео я сделал вывод, что индустрия никогда не была нацелена производить наилучший продукт. Ее задача производить товар, который лучше всего продается. Если потребитель готов платить за качество – он его получит, если важный аспект в выборе покупателя это цена, то рынок отреагирует соответствующим образом. Поэтому вдумчивый и критически настроенный потребитель улучшает товар, в противном случае идет гонка на понижение цены в ущерб его качеству. Моя педаль, возможно, не для каждого и это нормально. Я хотел создать альтернативу тому, что уже есть на рынке.

Твоя педаль Sonor Perfect Balance отличается от других уже тем, что в ней учтен такой прагматичный аспект как легкость в складывании.

Барабанщики часто возят свой инструмент с собой с места на место, но индустрия не удовлетворяет полностью нужды работающих барабанщиков. Основной фокус на гаражных барабанщиков. Достаточно посмотреть на хардвер. Кому нужны стойки-журавль? Их изобрели чтобы вешать чайну 22” над концертными томами размером 14”/15”. Кто на них играет в наше время? Да и звучат стойки-журавль хуже прямых стоек, потому что на тяжелых стойках происходит сдвиг энергии. Я использую односкобянные стойки.

Какие у тебя ощущения от современных систем крепления томов?

Cейчас хорошие. Самая лучшая система это оригинальная R.I.M.S. (Resonance Isolation Mounting System). Однако, часто для меня является проблемой слишком выраженный сустейн. Мне бы хотелось поменьше, нужен хороший, резонирующий звук.

Чтобы играть наиболее эффективным способом, ты стараешься минимизировать трение с футбордом. Например, ты наклеил кожаную подметку на подошву своих кед.

Я пробовал футборд с шариками, но они сильно увеличивали вес. Затем экспериментировал с тефлоном, но он очень токсичный. А вот кожаная подошва обуви идеальное решение для меня. Все герои драмминга прошлых лет играли в обуви с кожаной подошвой. До середины 60-х спортивная обувь еще не вошла в массовый обиход и еще был дресс-код для барабанщиков, поэтому они использовали технику скольжения. Sonny Payne, Buddy Rich и другие, все играли с кожаной подошвой.

В своей видеошколе ты показываешь прием игры от бас-барабана, без прижима колотушки. Но иногда нужен звук сыгранный с прижимом.

Это хороший звук. Мое видео на тему выбора, любопытства и развития, где нет места догмам. Я только поддерживаю нарушение правил, но прежде чем это делать, нужно эти правила знать.

На вечере, посвященном выходу видеошколы, ты сказал, что, когда ты начал играть не прижимая колотушку, твой баланс нарушился. Это воодушевило присутствующих, что у них не все так плохо, раз уж ты сам сталкивался с подобными проблемами.

Ох, я делал очень много ошибок. Я прошел через это и именно поэтому я понимаю о чем говорю. Дорога к истине не была простой. Когда Freddie Gruber показал мне технику constant-release (игра на отскоке схожая с ударами из техники Моллера – прим. Drumspeech.com). Я начал заниматься, но произошло что-то ужасное – у меня совсем не получалось. В студии бас-барабан звучал неважно. Тогда я позвонил ему с просьбой дать еще урок, на что он ответил – “Я тебе не нянечка. Я дал тебе самый лучший урок, просто играй как я тебе говорил!”. И знаете что? Он был прав. Нужно просто больше времени на отработку. Не все понимают его манеру преподавания. Freddie Gruber не дает готовые решения, он говорит загадками. Я всего взял у него два урока и кучу распечаток с упражнениями.

Плюс я поменял свое отношение к скорости. Если играть что-то очень быстро, только ради того, чтобы произвести впечатление на других барабанщиков, то это не мой подход. Я играю быстро если есть необходимость вызвать эмоциональную реакцию у слушателя. На моем веку я встречал разную реакцию публики от полной апатии до несмолкаемых оваций. И самая сильная реакция была не потому что я сыграл что-то очень сложное, а когда я ронял палочку и превращал это в небольшое шоу, что вот упала палочка, смотрите, теперь я беру другую. Поделившись этим с аудиторией, я показал, что я тоже человек. Простое признание своей ошибки может вызвать положительную реакцию, так что я не боюсь совершать ошибки.

Ты говорил, что принял решение стать лидером коллектива. Что стало тому причиной, особенный опыт?

Не скажу, что мне не приносит удовольствия игра с другими людьми. Я просто понял, что моя натура быть лидером и мне надоело зависеть от других. У меня свое уникальное видение и все что мне нужно, это платформа для прямой связи с публикой.

Еще ты упоминал, что сейчас занимаешься пением. Тема пения и танцев не так часто поднимается среди барабанщиков.

Это связанные друг с другом вещи. Большая часть созданной музыки является танцевальной. Приятно, когда сидящий в зале барабанщик поймет, что я сыграл пять поверх четырех, но, если под мой бит вышла танцевать девушка - это уже комплимент более высокого уровня.

Я всегда думал, что я ужасный певец, но затем решил, что это не оправдание не петь. У меня есть музыкальный талант, значит я способен петь. Я еще не готов выступать на публике, но в плане изучения своих способностей это помогает мне в драмминге. Интересно быть одновременно учителем и учеником.

Я прослушал как пою одну из своих песен, непонятно откуда берется британский акцент. В целом с этим можно жить, но все еще хочется скривиться при прослушивании.

Ну, быть собой это самое сложное. Я занимался боевыми искусствами и Брюс Ли, настоящий мастер на ближайшую тысячу лет, говорил, что каким бы крутым внешне ты ни был, быть честным по отношению к самому себе самое сложное. Тоже самое и в мире музыки, где ты выставляешь себя напоказ. Возвращаясь к тебе лидерства в коллективе, то я встречал успешных, богатых и известных людей, чья жизнь была сущим адом, и в тоже время есть люди, которые вдохновляют других своим примером.


Bruce Lee


Создав свой коллектив, я понял одну вещь, что обмен эмоций между артистом и публикой напоминает обмен любовью между матерью и младенцем. Есть два типа любви – условная и безусловная. У матери она безусловная так как здесь мотивация заложена эволюцией, а у ребенка условная, так как он зависим от ее заботы. Поэтому ребенок манипулирует чувствами матери через крик или улыбаясь, и получает что ему нужно. Тоже самое и в отношениях артиста и публики. Некоторые артисты в позиции ребенка, и они жаждут аплодисментов и поэтому сделают все, чтобы получить одобрение. Они готовы даже стать кем-то еще и лгут сами себе идя по пути саморазрушения. Но есть и люди в позиции матери. Они просто отдают и знают, что их творчество не может нравится всем.

Но не все же хотят быть лидерами и не всем нужно быть оригинальными.

Есть альфа и бета, и обществу нужны оба типа людей. Невозможен мир где все альфа. Я альфа и мне нужны люди, с которыми я разделил бы свои взгляды. Мне нужны воины, что пойдут за мной. Как лидер я беру на себя все ответственность за них. Nerve это настоящая группа сейчас. John Davis, бас-гитарист, мой равноправный партнер. Мы вместе берем на себя ответственность, в чем-то он берет на себя основную роль, в чем-то я. У нас идеальный симбиоз. Он рад возможности не делать мою работу, а я рад, что избавлен от его обязанностей.

Насколько сильное влияние оказывает на тебя электронная музыка?

Мы не должны подстраиваться под технологии становясь машиноподобными. Роботы были изобретены с целью делать грязную работу пока мы наслаждаемся жизнью и пьем эспрессо.

Но, оказалось, что твиттер вызывает большую зависимость чем никотин, что фейсбук провоцирует депрессии, если у тебя недостаточно лайков… В результате люди стали еще больше изолированы и одиноки чем когда-либо до этого. Но стоит отметить, что социальные сети дали мне независимость от музыкальной индустрии, 25 процентов подписчиков Nerve, покупают все что мы выпускаем и с каждым годом их количество удваивается. Да, я успешен и не испытываю финансовых трудностей. Дни экономических проблем позади, и моя жизнь стала мечтой. Моя история - это путь расхождений с общепринятыми установками, я не делал так, как это принято делать. Я могу себе позволить быть честным и хочу вдохновлять других проявлять инициативу показывая настоящего себя. Я также очень самокритичен и самоуверенность пришли ко мне не сразу. Много раз на этом пути набиваешь шишки. Главное, что я знаю, что я представляю шаманскую энергию барабанов и моя задача донести это знание до следующих поколений. Думаю, сегодняшние школьники начальных классов будут лучше моего поколения. В наших руках было наследие от the Beatles, James Brown, John Coltrane, Charlie Parker и Hendrix. И что мы передали следующим поколениям? Очень мало. В мире музыки во всяком случае. Но посмотрите, к примеру, на Banksy (английский андеграунд граффити-художник и режиссер – прим. Drumspeech.com) – вот настоящий герой. Я в ожидании того, кто сделает в музыке прорыв как он сделал в уличных граффити. И это возможно. По сути нужен сдвиг парадигмы.

Помнишь логотип Джона Бонэма? Три пересекающихся окружности? Один круг - это физический уровень или техника, то есть тело. Второй это разум, а третий это эмоции. Они существуют по отдельности и есть область где пересекаются все три.

Возьмем барабанщика, который выражает эмоции, но технически не способен воплощать свои идеи. Его ждет провал. Другой отлично разбирается в физике инструмента, наполнен интересными идеями и очень техничный, но не может вложить в игру свои переживания. Ему суждено играть одни мастер-классы, так как он интересен только барабанщикам, но не их подружкам, которые предпочтут дождаться окончания мероприятия в ближайшем кафе. Возможен случай, что у вас отличная техника, вы готовы делится эмоциями, но вашей игре не хватает новых идей. В этом случае вам светит стать чей-то копией, так как нет индивидуальности, что тоже очень важно.

Как артисты, мы обязаны делиться своими эмоциями. Чтобы по ту сторону их могли воспринимать, нужно придать им какую-то структуру, и для этого нужна техника владения инструментом. На определенном этапе нужно отпустить и позволить всему идти своим чередом. В этом и заключается наша работа – найти свой путь, найти те способы решения, которые подходят именно нам. Затем подключаем элемент зарабатывания денег, чтобы поддерживать себя. И это очень сложно. Тот, кто дает готовые решения и говорит делай так – продавцы яда, хотя сами могут об этом и не знать. Но это так и есть. Вокруг непролазные джунгли.

Вы можете быть честными и не боятся за себя при этом. Нужно быть энтузиастом, воином. Именно это движущая сила рок-н-ролла и джаза. Но, к сожалению, это пламя уже погасло, осталось только тление угольков. И мне не так необходимо одобрение моих музыкальных кумиров, сколько признание следующего поколения, для которого мы открываем двери. Это очень важно. Наше поколение было слишком эгоистичным, передавая наследие Майлза и Колтрейна и других.

Может быть одна из причин, почему люди все еще скупают переиздания Led Zeppelin это недостаток лидеров? Музыкальные герои прошлого слишком востребованы. Сейчас майки Ramones носят больше чем во времена группы.

Абсурдная ситуация. В наше время CBGB (музыкальный клуб в Нью-Йорке где зародились панк-рок и нью-вэй – прим. Drumspeech.com) это место где продаются дизайнерские вещи и косухи за $3000. Где пассивное принятие существующего порядка маскируется под индивидуальность. Полная противоположность рок-н-роллу, молодежной субкультуре против массового культа потребления. Вот почему нам нужны артисты, которые будут говорить о вещах в их истинном свете. Мне бы хотелось жить в мире где больше культуры и участия.

Если говорить ближе к барабанам, то моей целью не было вдохновлять поколение гаражных барабанщиков играть с невероятной координацией, так как мы уже увидели, что это не приводит к появлению чего-то принципиально нового в культурном плане. Получаются машины с пятью колесами. Нужно вернуться к естеству… не математики, а природы инструмента, его внутренней энергетике.

Но как это осуществить практически?

Возьмем, к примеру, парадидл. Если отрабатывать его как упражнение, то в игре он и будет звучать как упражнение. Но если взглянуть на него как на мелодию, простую мелодию из двух нот, то мелодии польются сами собой. Что вы отрабатываете, не так важно, важно как вы занимаетесь. Важен ваш ментальный настрой. Если подходить к музыке математически, то ваша музыка всегда будет звучать как математика.

На видео Secret Weapons for the Modern Drummer мы говорим о физике. Тот самый круг в логотипе Бонэма, олицетворяющий тело. Неизменные вещи, как законы гравитации. Как я говорю в начале видео, я не помешан на технике. Это всего лишь метод достижения желаемого результата. Если результат приносит вред, то, вероятно, есть решение получше. Таков мой подход к технике.

Красота твоих видео в тщательном анализе. Естественные движения, а не сила привычки, кратчайший путь из точки А в Б, поиск лучшего решения.

Я просто хочу, чтобы барабанщики научились анализу, дать им не просто шаблон движений, а метод анализа. Средство для самоанализа собственной техники, чего многим студентам и преподавателям не хватает.

Самое важное, что может сделать артист в наше время, это зажечь интерес в других, откалибровать их видение, чтобы они снова стали любознательными. Без этого мы просто исполнители и потребители. А любознательность - это антидот к неверию в свои силы. Именно любознательность поддержит, когда будет тяжело, навалится усталость и прогресс не будет таким быстрым как хотелось бы.


JoJo Mayer - Drum Solo